Буддизм в России

Буддизм в России
   представлен ламаизмом (махаяна), относящимся к той ветви Б., к-рая шла из Индии через Тибет и Монголию и была распространена кроме тибетцев среди монголов, ойратов, бурят, а также тувинцев. Ок. 400 лет назад появились первые буддийские монахи на территории совр. Бурятии, затем в Туве, в кон. 16 в. благодаря монгольским ламам буддистами стали калмыки. Впервые Б. проник на территорию России в кон. 16 нач. 17 в. в результате переселения в низовья Волги калмыков (ойратов).
   В 1741 вышел указ императрицы Елизаветы Петровны об офиц. признании Б. в России и присвоении главе бурятского Б. титула Пандидо хамбо ламы. К кон. 19 в. буддизм в России представлял собой развитую религ. систему. В бурятских аймаках Вост. Сибири функционировали 48 монастырей и дацанов с 15 тыс. священнослужителей, в Калмыкии было 105 храмов и монастырей с 5200 служителями культа, а в Туве находилось 34 монастыря и хурэ (крупный храмовый комплекс) с 4000 служителей. В 1915 в Санкт-Петербурге по инициативе известного бурятского деятеля и дипломата, учителя Далай-ламы XIII Агвана Доржиева был построен буддистский храм на средства, собранные дацанами и верующими из Бурятии и Монголии. В дореволюционной России гос-во старалось учитывать интересы и запросы народов, исповедующих буддизм: монахам позволялось отправляться на учебу в Тибет, строились новые храмы (сумэ) и монастыри (дацаны). В них создавались богословские и медицинские школы. Развивались книгопечатание, иконопись, культовое зодчество. Работали различные мастерские по обработке металла и дерева, шитью и вышивке, аппликации для художественного оформления ламаистского культа. Ученые ламы имели возможность создавать популярную религ. лит-ру дидактического и художественного характера. Буддизм прочно вошел во все области жизни большей части монголоязычного населения России. Он стал важным фактором формирования нравственности, народных традиций и обычаев.
   В советское время буддизм, как и др. религии, понес невосполнимые потери. К кон. 30-х гг. в Калмыкии не осталось ни одного хурула или молельного дома, в Бурятии были разрушены почти все дацаны, а в Туве не осталось ни одного храма (хурэ). Репрессии в отношении священнослужителей привели к исчезновению буддистской сангхи (монашеской общины). Отдельные ламы, уцелевшие после всевозможных чисток и ссылок, отправляли службы нелегально. Ситуация изменилась лишь в кон. Великой Отечественной войны. В 1946 возобновило свою деятельность Центральное духовное управление буддистов, учрежденное в 1922. Резиденция ЦДУБ СССР находилась в Иволгинском дацане близ Улан-Удэ. В 50 - 70-е гг. устанавливаются международные связи с зарубежными буддистскими орг-циями мн. стран, прежде всего Азии, а также Европы, США, Австралии. Значительное расширение этих связей отмечается в 80-е гг. В последние годы идет интенсивное строительство новых дацанов, храмов, реконструкция и восстановление старых. В столицах Калмыцкой и Тувинской республик службы проводятся в приспособленных для этого зданиях, а в крупных городах члены общин собираются в частных домах и квартирах. Во вновь открытый Эгитуйский дацан вернули всемирно известную святыню буддийского мира Зандан жуу, к-рая мн. годы хранилась в запасниках краеведческого музея. Во всех бурятских аймаках республики построены или строятся новые дацаны. Начал функционировать буддийский храм, построенный в 1915 в Санкт-Петербурге. С 1992 гос-во начало оказывать материальную помощь в восстановлении и реконструкции монастырей и храмов, являющихся памятниками национальной культуры. В столице Бурятии г. Улан-Удэ продолжается строительство буддийского комплекса. Значительным событием для буддистов России явился приезд в РФ в 1991 Его Святейшества Далай-ламы XIV Тензин Гьяцо. Сегодня во всех крупных городах России созданы буддийские общины, общее колво к-рых достигает 150. Всероссийской орг-цией является созданный в 1992 Всероссийский центр дальневосточного буддизма махаяны (ВЦДБМ, г. Ульяновск), объединяющий несколько буддийских общин, существующих в разных местах России. В 1991 создано Объединение буддистов Калмыкии (ОБК). Несколько общин, крупных и мелких, действуют в Москве: Московская буддийская община традиции гелук, «Центр Падмасамбхавы», Община «Русский национальный буддийский центр «Ньингма», Московское объединение буддистов «Соломенная хижина», Московское объединение Бон-буддистов. В Санкт-Петербурге имеется до 10 буддийских общин: Религиозное общество буддистов «Дацан Гунзэчойнэй», «Дзогчен-община С.-Петербурга» линии Намкхай Норбу Ринпоче, Школа дзэн «Кван Ум» Санкт-Петербурга (южнокорейский буддийский орден Чоге), несколько общин объединены в «Санкт-Петербургский союз буддистов». Буддийские общины имеются также в Анапе, Белгороде, Екатеринбурге, Казани, Краснодаре, Ростове-на-Дону и др. городах.
   Часть общин создается при непосредственном участии известных буддийских проповедников, в т. ч. представителей тиОетского буддизма, к-рые в последние годы стали часто посещать Россию. Их визиты организуются различными буддистскими орг-циями: обществами друзей Тибета, общинами, а также журналом «Путь к себе». Они читают лекции по теории буддизма и проводят семинары-затворничества. Упорядочилась подготовка служителей культа. Образование будущие монахи получают в Высшем буддийском институте в Монголии, монастырях Монголии, Бурятии, а также Тибета. Значительный размах получила издательская деятельность буддийских центров, объединений и общин России. Одно из наиболее известных буддийских изданий журнал «Буддизм в России» (до 1995 - «Нартанг Бюллетень»), выходящий 2 раза в год в Санкт-Петербурге. Нерегулярно в Калмыкии выпускаются журналы «Мандала» и «Шамбала». Из др. изданий следует отметить журналы «Путь к себе» (г. Москва), «Гаруда», философско-образовательный «Будда», «Мир Кагью» (Петербургского центра «Карма Легшей Линг»), «Буддист» (Санкт-Петербургского «Дхарма-Центра»), «Новости Тибета» (Тибетского культурного и информационного центра, г. Москва).
   Л.А. Верховский, Б.У. Китинов

Религии народов современной России: Словарь / — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Республика,. . 2002.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Буддизм в России" в других словарях:

  • Буддизм в России — Буддизм в России …   Википедия

  • Буддизм в России — религ. филос. система Б., осн. в 4 5 вв. в Индии Сиддхартхой Гаутамой ( Буддой ), превратилась в ходе своего развития в одну из мировых религий и получила распространение в близких к рубежам Руси/России странах Сред. и Центр. Азии, на Д. Востоке …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • буддизм в россии — Традиционные районы России, где живут буддисты, Бурятия, Тува, Калмыкия, Читинская и Иркутская области. Буддизм на терр. нашей страны представлен школой гелугпа («школой добродетели»), к рая является разновидностью тибетского буддизма,… …   Буддизм

  • Буддизм в Бурятии — Буддизм в России …   Википедия

  • Буддизм в Калмыкии — Буддизм в России …   Википедия

  • Буддизм в Туве — Буддизм в России …   Википедия

  • Буддизм Ваджраяны в России — Содержание 1 Конференция «Буддизм Ваджраяны в России» 2 История конференции …   Википедия

  • БУДДИЗМ — вероучение, возникшее в Др. Индии ок. сер. I тыс. до Р. Х. и в ходе последующего распространения и институционального оформления за пределами Южноазиатского региона ставшее одной из мировых религий. Латинизированный термин «Б.» не является… …   Православная энциклопедия

  • буддизм — а; м. Одна из мировых религий, основанная на учении о четырёх благородных истинах : страдание, его причина, освобождение от него (нирвана) и путь к такому освобождению. ● Буддизм возник в конце 6 в. до н.э. в Индии и назван по имени его… …   Энциклопедический словарь

  • БУДДИЗМ — самая древняя (ей более 25 веков) мировая религия. В мире насчитывается не менее 1 млрд буддистов. Буддизм получил широкое распространение не только в традиционном ареале Юго Восточной и Центральной Азии, на Дальнем Востоке, но, начиная со второй …   Большая актуальная политическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»